Плавный розжиг галогенных ламп ближнего света с функцией ДХО.
Не для кого не секрет, что основной причиной перегорания ламп накаливания является очень низкое сопротивление спирали в холодном состоянии. При подаче напряжения, через спираль начинает протекать ток на порядок выше рабочего, ограничиваясь только мощностью источника питания и сопротивлением проводов.
Сопротивление холодной нити у автомобильной лампы мощностью 55w около 0,2Ом. По закону Ома по ней протекает ток в 70А, а это 1000w при 14v! При нагреве спирали, сопротивление её растёт, ток начинает падать и при выходе на рабочую температуру составляет около 5А. Со временем, при естественном износе спирали, многократно возрастает вероятность её перегорания при включении.
Для продления срока службы автомобильных галогенных ламп можно применить устройство, которое будет плавно подавать напряжение на спираль, тем самым постепенно разогревая её до выхода на рабочий режим.
Есть несколько вариантов таких устройств:
- Линейный ограничитель тока
- Различные релейные схемы
- Микроконтроллерные ШИМ регуляторы
Все варианты имеют право на жизнь. Конструкцию последнего рассмотрим ниже.
Плавный розжиг на Attiny13.
Принцип работы достаточно прост. Переделки электрооборудования не требуется, устройство включается между лампой и фишкой, размещается непосредственно на цоколе лампы.
При подаче питания, микроконтроллер начинает выдавать импульсы, скважность которых плавно нарастает от 0 до 100% за время около 2,5 секунд. Этого времени достаточно, что бы плавно и равномерно прогреть спираль накаливания не превышая допустимую мощность.
Дополнительно, программно реализован режим дневных ходовых огней. При замыкании контактов ДХО на плате, через выключатель в салоне, плавно уменьшается скважность импульсов со 100 до 80%, тем самым снижая напряжение на лампе, что тоже продлевает срок её службы. Если выключатель включен в момент запуска, то происходит так же плавный розжиг с 0 до 80%.
Вот таблица зависимости срока службы от напряжения.
Схема до безобразия простая, по этому даже не рисовал её, а разводил сразу на плату в Sprint-Layout под лампы H7.
По деталям.
- Контроллер ATtiny13/ATtiny13A.
- Транзисторы драйвера любые биполярные разной проводимости.
- N-канальный MOSFET в корпусе ТО252 с материнки 40v, 60А.
- SMD резисторы 1206.
- И только твёрдотельные конденсаторы!
Светодиод и его резистор возле разъёма ДХО ставить не нужно, его мигающие свойства в прошивку не вошли, точнее не влезли.
Собрано четыре таких платы, детали не подбирал, ставил что есть, все запустились правильно и с первого раза. Транзисторы 25 -40V с током 50 - 60А и напряжением открытия 4-5v абсолютно холодные.
Фото готового изделия.
Можно обойтись одним микроконтроллером, для этого на приложенных печатках имеются дополнительные пятаки и дополнительная плата с МОСФЕТом. Первая плата ставится в одну фару, а вторая во вторую, земля и затворы соединяются витой парой с хорошей изоляцией. С таким вариантом только без функции дхо проездил год, проблем не было. Помех на радио и электронику авто не замечено, частота ШИМ 4,5кГц.
Машины на которых стоит данный твик: Subaru Legacy 2000, Toyota Premio 1997.
Прошивка занимает всю память тиньки, так как познаний в программировании не много и писал программу в Arduino IDE.
Файлы печатной платы, исходник и прошивка СКАЧАТЬ